Advertisement
Школьные олимпиады Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 8
ХудшаяЛучшая 
23.02.2011

задания для школьной олимпиады по экологии учащимся 10 класса ( испольуется материал из книги И. А. Жигарева, О. Н. Пономаревой "Основы экологии" сборник задач, упражнений и практических работ.)

Школьная олимпиада для учащихся 10 класса

1. Расположите названные виды деревьев в порядке возрастания числа семян, производимых ими за год:

дуб черешчатый, береза повислая, кокосовая пальма. Как изменяется в выстроенном вами ряду деревьев размер семян (плодов)?

2. Расположите названные виды животных в порядке увеличения их плодовитости: шимпанзе, свинья, обыкновенная щука, озерная лягушка.

Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1–2 детеныша, а других – несколько сотен тысяч.

3. Бактерии способны очень быстро размножаться. Каждые полчаса путем деления из одной клетки образуются две. Если одну бактерию поместить в идеальные условия с обилием пищи, то за сутки ее потомство должно составить 248= 281474976710 700 клеток. Такое количество бактерий заполнит 0,25-литровый стакан. Какое время должно пройти, чтобы бактерии заняли объем 0,5 л?

а) одни сутки;
б) двое суток;
в) один час;
г) полчаса.

4. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

1. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.
2. Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.
3. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет.
4. Для речной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород.
5. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

5. Из перечисленных организмов к гомойотермным относятся:

а) окунь речной;
б) лягушка озерная;
в) дельфин-белобочка;
г) гидра пресноводная;
д) сосна обыкновенная;
е) ласточка городская;
ж) инфузория-туфелька;
з) клевер красный;
и) пчела медоносная;
к) гриб подберезовик.

6. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Это происходит потому, что:

а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;
б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;
в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета основных конкурентов – птиц из южных районов.

7. Самые быстродвигающиеся животные живут в среде:а) наземно-воздушной;
б) подземной (почва);
в) водной;
г) в живых организмах.

8. Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека, ... (грозит, не грозит) высыхание; в среде их обитания колебания температуры, солености, давления ... (сильные, слабые); среда, в которой они обитают, для них химически ... (агрессивна, не агрессивна); они ... (имеют, не имеют) защитные покровы; они ... (имеют, не имеют) органы, связанные с поиском пищи; они ... (имеют, не имеют) слух; они ... (имеют, не имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц ... (большое, не большое).

9. Выберите правильные утверждения. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит:

а) к снижению температуры нижних слоев атмосферы

б) к повышению температуры нижних слоев атмосферы

в) к отравлению организмов

г) к увеличению радиационного фона земли

д) к таянию вечных снегов и затопления низменных участков земли

10. Выберите правильные утверждения. На Земле кислород расходуется в ходе следующих процессов:

агорения

б) брожения

в)окисления г) дыхания д) разложения

11. Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности:ГЭС на равнинных реках; ГЭС на горных реках; атомные электростанции, солнечные станции; теплоэлектростанции (ТЭЦ), работающие на угле; ТЭЦ, работающие на природном газе; ветряные электростанции.

Какие из приведенных ниже утверждений истинные?

1. Система рационального природопользования приводит к тому, что восполнимые природные ресурсы не истощаются.

2. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий окружающей среды.

3. Конкуренция протекает особенно остро в период роста большого количества молодых растений одного вида на ограниченной территории.

4. Продуцетами в наземных экосистемах являются микроорганизмами.

5. Плотность популяций растений – однолетников может возрастать неограниченно.

6.Березовый подрост на месте лесного пожара можно считать искусственной экосистемой.

7. Примером фитофага является бобр.

8. Определенное пространство, занимаемое популяцией каждого вида, называется экологической нишей.

9.Фотоавтотрофы используют для синтеза органических веществ химическую энергию.

10. Между особями одного вида наблюдается внутривидовая конкуренция.

11. Запас мертвого органического вещества в экосистеме относится к детриту.

12. Развитие нетрадиционной энергетики связано с использованием солнечной энергии, энергии ветра и геотермальных источников.

13. Посевы гороха, сои, люцерны, клевера увеличивают биологическую азотофиксацию.

14.Плодородие почвы обеспечивает запас органического вещества – гумуса.

15. Естественные и искусственные экосистемы имеют общий источник энергии, который обеспечивает их жизнедеятельность.

 
< Пред.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования

[+]
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size